Рисунок 1 - Стыковое соединение, полученное из сверхтолстого проката [2]
Также следует отметить, что использование Friction Stir Refill Welding (FSRW - сварки с заполнением выходного отверстия), которая для алюминиевых сплавов является конкурентом контактной точечной сварки, позволяет существенно экономить на подводе электрических мощностей при более стабильном качестве. Так для реализации FSRW необходимые мощности составляют 25 КВА, а при контактной сварке 100 КВА и выше.
Обращаясь к литературе можно найти данные, что сварка трением с перемешиванием занимает примерно 10% рынка сварочных технологий США. При экономии 3,7*109 кВт энергии в год и 227*106 кг в год выбросов загрязняющих газов в атмосферу. Так выбросы Cr, Cu, Mn и Cr+6 при СТП железных сплавов составляет <0.03, <0.03, <0.02, and <0.01 мг/мм3 соответственно, что существенно меньше, чем при сварке неплавящимся электродом в среде защитных газов – 0.25, 0.11, 1.88, 0,02 мг/мм3 соответственно. В общем виде экономическая выгода от применения СТП в США оценивается в 4,9 млрд. долларов США в год [3]. В литературе также можно найти конкретные стоимостные оценки СТП, например, в сравнении с механизированной сваркой в среде инертных газов, где указывается 8,38 долларов США за единицу длины для СТП и 13,81 долларов США за единицу длины для механизированной сварки в среде инертных газов [4].
В настоящий момент данный способ сварки широко применяется такими компаниями как SpaceExplorationTechnologiesCorporation (SpaceX), Airbus SE, TheBoeingCompany, DaimlerAG, MazdaMotorCorp., ToyotaMotorCorp. и многими другими международными компаниями, что только подтверждает его экономическую целесообразность.
В Российской Федерации данный способ сварки не очень распространен. Однако, существуют даже компании производители сварочного оборудования.
Лаборатория легких материалов и конструкций оснащена передовой машиной для сварки трением с перемешиванием (Matec-40P), функционал которой позволяет проводить как исследовательские, так и промышленные работы по сварке. В частности, рабочее пространство машины имеет размер 6000*2800*1400 мм, при возможности реализации импульсной нагрузки при сварке.
В завершении данного раздела следует отметить:
- что несмотря на все свои преимущества у СТП существуют и недостатки, в частности, швы сложной трехмерной формы сварить данным способом весьма затруднительно;
- что конечный экономический эффект следует рассчитывать исходя из конкретной свариваемой конструкции и ее тиража.
Литература раздела
[1] ГОСТ 14806-80 «Дуговая сварка алюминия и алюминиевых сплавов в инертных газах. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры»
[2] http://en.aeespace.com/news_detail/newsId=46.html
[3] Friction Stir Welding After a Decade of Development, William J. Arbegast, Welding Journal, March 2006, p. 28
[4] Friction Stir Welding Vs. Fusion Welding, J. Defalco, Welding Journal, March 2006, p. 42